Церковь Михаила Архангела по праву относится к числу самых древних достопримечательностей Ярославля.
Гарнизонный православный храм расположен в историческом центре Ярославля на Которосльной набережной, рядом со Спасо-Преображенским монастырём. Памятник архитектуры Ярославской школы зодчества XVII века.
В 1215 году удельный князь Константин повелел вырубить деревянную церковь на берегу Которосли, в непосредственной близости от ворот в земляной город. Цель — отдать дань памяти всем воинам, живым и павшим на поле боя. Их небесным покровителем по христианской традиции считался архистратиг Михаил. В его честь новый храм и был освещён. Неиссякающим потоком сюда потянулись прихожане, молившие о защите своих родных и близких, служивших в княжеской дружине. В конце XIII века церковь кардинально поменяла свой облик. Летописи сообщают, что деньги на новое строительство пожертвовала княгиня Анна, жена одного из местных князей. Легенда гласит, что тем самым она хотела увековечить память Михаила — сына своего супруга, погибшего в сражении с кочевниками.
Деревянная церковь просуществовала почти четыре столетия, а строительство каменного собора началось в середине XVII века.
Средства на его строительство жертвовали прихожане, среди которых было немало представителей военного сословия. И это неудивительно, поскольку храм располагался в границах стрелецкой слободы, которая начала формироваться в Ярославле со времён Ивана Грозного. Первый камень в фундамент здания был заложен в 1657 году. Но возведение стен и покрытий шло очень медленно из-за нехватки средств. И несмотря на то, что строительство частично финансировалось военным ведомством, денег совершенно не хватало. Прихожане по крупицам собирали средства на святыню. 25 долгих лет потребовалось на то, чтобы завершить работы. Данное обстоятельство отразилось на облике собора, который выглядит довольно эклектично для своего времени. В нём как бы слились воедино черты монументального каменного зодчества начала XVII века (высокий подклет, стены с тремя апсидами, четыре столпа в основе) и особые приметы более поздних эпох — большие, широкие окна, высокие световые барабаны. Всё потому, что за четверть столетия архитектурные вкусы менялись, а с ними изменялся и облик храма.
Статус гарнизонного храма церковь имела вплоть до советской эпохи. В 1924 году приход был закрыт. Многие иконы в это время были похищены, фрески и росписи испорчены, архитектурные элементы разрушены. Восстановление одного из самых ранних памятников началось в 1990-е годы. К тысячелетию города, которое праздновалось в 2010 году, реставрационные работы удалось закончить.