Первая детская железная дорога в городе Ярославле появилась еще в 1946 году. Она проходила вдоль левого берега Волги и имела протяженность пять с половиной километров. В связи с заполнением Горьковского водохранилища железную дорогу пришлось закрыть. Современная детская железная дорога была вновь открыта в апреле 1970 года в заволжском районе Ярославля, а именно в Яковлевском бору. Она имела две станции и одну пассажирскую платформу. В настоящее время детская железная дорога Ярославль имеет 2 станции, 3 пассажирских платформы, 2 тепловоза ТУ7А и 4 пассажирских вагона.
В 2008 году железная дорога была реконструирована, появился макет железной дороги, компьютерный тренажёр для обучения машинистов, современная система автоблокировки, а протяженность самой дороги была увеличена с 3.2 до 5.7 километров. 9 мая 2009 года вновь открыта после реконструкции. Подвижной состав: два тепловоза ТУ7А и 4 пассажирских вагона. Три станции: «Пионерская» (главная), «Луговая», «Яковлевская». Две платформы: «Зелёная» и «Юбилейная». Протяжённость: 5,7 км. Преимущества: современная система автоблокировки, макет железной дороги, тренажёр по обучению машинистов тепловоза. В январе 2014 года поступил новый тепловоз ТУ10-024. Железная дорога – детская, поэтому все работы, под руководством опытных инструкторов, выполняют сами дети: чертят графики движения, переводят стрелки и даже обслуживают пассажиров и управляют тепловозами. Кроме этого, они знакомятся с историей развития железнодорожного транспорта и основами будущей профессии. Сейчас на детской железной дороге обучается более 1000 детей. Курс обучения рассчитан на 5 лет, первый год из которого ведется на базе общеобразовательных школ, а последующие в специально оборудованных классах учебного центра. В летнее время года учащиеся проходят практику, отрабатывая не менее 10 смен. В 2011 году на территории ЯДЖД был открыт «Музей необыкновенных путешествий из века XIX в век XXI», состоящий из 3х залов. В музее можно посмотреть фильм с потрясающими спецэффектами в формате 5D об истории Северной железной дороги. «Музей необыкновенных путешествий из века XIX в век XXI», открывшийся в июле 2011 года, состоит из 3 залов, каждый из которых рассказывает об истории развития железнодорожного транспорта в Северном регионе. Первый зал напоминает помещение железнодорожного вокзала XIX века. На перроне на лавочке сидит дама с багажом в ожидании поезда. Станционный смотритель сигнальным фонарём в руках наблюдает за обстановкой на вокзале. Здесь вы узнаете, где и когда были построены первые железные дороги. Отправление поезда сопровождается спецэффектами: ударами в станционный колокол, гудками паровоза и дымом из трубы. Второй зал — «пассажирский вагон» XX века. В каждом купе этого необычного вагона представлены композиции, посвящённые Северной железной дороге: Савва Мамонтов — основатель СЖД, железнодорожный мост через Волгу, освоение Севера, Великая Отечественная война, электрификация Ж.Д. Этот зал оснащён телевизорами для просмотра видеофильмов, действующими макетами, компьютером для отправки писем ветеранам Великой Отечественной войны и т.д. Третий зал представляет собой импровизированную современную кабину машиниста. Здесь можно посмотреть увлекательный фильм о Северной железной дороге в формате 5D всеми сопутствующими спецэффектами. Во время интерактивного путешествия из Ярославля в Лабытнанги перед зрителями раскрываются просторы Северной железной дороги, её красоты, уникальные особенности. Для школьников предусмотрена викторина об увиденном во время экскурсии. Ответив правильно на вопросы компьютера, ребята получают дополнительный бонус — просмотр мультфильмов в формате 5D.